Казахстанский депозитарий пошел на поводу у Минфина США и фактически поддержал санкции против Национального расчетного депозитария. Держатели российских бумаг должны их вывести из-под финансовой юрисдикции Казахстана до 1 августа 2024 года под страхом заморозки.
Очередной санкционный удар в спину пришел из Казахстана. Центральный депозитарий ценных бумаг данной республики попросил клиентов до 1 августа 2024 года направить приказы о выводе ценных бумаг РФ из его номинального держания.
Это означает присоединение Казахстана к вторичным антироссийским санкциям, которые навязывает всему миру Минфин США.
Астана смотрит на Вашингтон
Поводом для этой меры стали американские санкции против Национального расчетного депозитария (НРД), которые Вашингтон ввел 12 июня 2024 года. Решение бьет по интересам участников российского фондового рынка, потому что у них в депозитарной цепочке хранения ценных бумаг присутствует НРД.
Решение США было ожидаемым – впервые разговор об этом зашел еще весной 2022 года, но тогда Запад ограничился санкциями Евросоюза и отключением НРД от европейских депозитариев Clearstream и Euroclear. С декабря 2022 года частные инвесторы могут разблокировать свои активы в Euroclear только с разрешения казначейства (Минфина) Бельгии, такой же порядок вводит и Минфин США.
По лицензии Минфина США
Казахстанский депозитарий действует в соответствии с генеральной лицензией Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC), которая была введена в действие после американского решения по санкциям против Мосбиржи и ее «дочки» НРД. Точкой отсечения в этом документе обозначено 13 августа 2024 года, но казахстанцы решили действовать загодя, чтобы успеть оформить должным образом (с точки зрения Вашингтона) все документы.
Астана требует участников национального рынка вывести финансовые инструменты, которые идентифицируются с Россией. Казахстанский депозитарий учитывает порядка 140 бумаг с привязкой к «RU». Это суверенный долг, корпоративные бонды и акции, с 2022 года покупка таких активов с дисконтом на западном рынке была популярным бизнесом у российских и казахстанских инвесторов.
Казахстан выгоняет ценные бумаги
Казахстан работает напрямую с бельгийцами из Euroclear, поэтому такие рекомендации могли прийти из Брюсселя. Не исключено, что западные структуры могли отослать их и в другие страны, в которых продолжают торговаться российские ценные бумаги.
Практически это означает, что казахстанский депозитарий не хочет видеть российские бумаги на своих счетах, и если после 1 августа они там останутся, то могут быть заморожены. Решение носит политический характер – Казахстан не обязан соблюдать американские санкции.
Россия и Казахстан отдаляются
Ситуация ухудшит взаимодействие между российским и казахстанским финансовыми рынками, хотя полностью связи не разорвет, возможности для инвестиций сохранятся. Кроме биржевой торговли – это прямые межбанковские операции и вложения в компании вместе с альтернативным учетом ценных бумаг, однако сам финансовый процесс это осложнит. Теперь при любом финансовом взаимодействии между РФ и Казахстаном будет учитываться возросший риск вторичных санкций.
Основной удар решения направлен против облигаций федерального займа (ОФЗ), число держателей которых в Казахстане серьезно выросло с 2022 года. Объем операций с бумагами по вводу в номинальное держание только с 2022 года увеличился в Казахстане с 1 млрд долларов до 18,6 млрд долларов, причем связано это было в основном с ОФЗ.
Действия Казахстана противоречат принципам ЕАЭС, что говорит о необходимости реформы этого таможенного союза после успешного завершения СВО.