
Фото: https://gpbi-1c-prod-bitrix-uploads.storage.yandexcloud.net/resize_cache/14284/dc5e10191752e69d7cdeb29f8e02c154/iblock/996/996e293c9257b79c18ed51616d032721/samolet-new-main.jpg
ГК «Самолет» не выплатит дивиденды – денег у застройщика, судя по всему, нет.
Ка сообщает корреспондент ЭиВ, совет директоров застройщика «Самолет» рекомендовал не выплачивать дивиденды за 2024 год. Окончательно решение будет утверждено 23 июня на собрании акционеров, однако из-за ахового положения компании такой исход кажется безальтернативным.
Последний раз «Самолет» платил классические дивиденды в 2022 году, а в 2023—2024 годах шел на такое действие как buyback, то есть на обратный выкуп акций по выгодной цене. Глава компании Анна Акиньшина, которая прибыла в «Самолет» из Сбера, объясняет такой сценарий жесткой денежно-кредитной политикой Банка России, но так можно оправдать всё, что угодно – например, раскиданный на улице мусор или прорвавшуюся в пяти местах канализацию.
Проблемы «Самолета», чьим бенефициаром через одну из «дочек» является брат подмосковного губернатора Максим Воробьев, связаны с тем, что компания набрала слишком много объектов и жила не по средствам. Всё это позволило «Самолету» в 2024 году выйти в лидеры российского рынка недвижимости, а уже осенью прошлого года почти обанкротиться.
В 2025 году «Самолету» необходимо найти как минимум 100 млрд рублей для обслуживания долга, в том числе 35 млрд рублей для ценных бумаг. Сумма не самая большая для такой компании, но после того, как в России летом 2024 года была отменена базовая льготная ипотека, продажи жилья на рынке недвижимости упали существенно. Официально продажи «Самолета» в 2024 году снизились на 17%, но в реальности всё падение приходится на второе полугодие.
В 2025 году ситуация не меняется, любимого экономистами «эффекта низкой базы» здесь не будет, потому что базовой льготной ипотеки не существует, а при ставке ЦБ в 21% стоимость ипотечных кредитов настолько большая, что становится для покупателей жилья разорительной. При этом долги у «Самолета» никуда не делись, процент нераспроданной продукции растет, а бенефициары бегут из скандальной организации.
Самой яркой историей стал уход из «Самолета» Года Нисанова, который также владеет компанией «Киевская площадь». Данный персонаж вышел из подмосковного застройщика, несмотря на то, что у него есть корочка помощника на общественных началах губернатора Андрея Воробьева. В этом же направлении хотел проследовать один из основателей девелопера Михаил Кенин, но, похоже, ему сделали предложение, от которого невозможно отказаться, и он остался вместе коллективом.
Оперативное руководство структурой передано Акиньшиной, которая до этого работала в Сбербанке, то есть в главном кредиторе «Самолета». Только пока расчет на то, что банк Германа Грефа подставит плечо, не оправдался, разговора о выкупе Сбером застройщика не идет. Сейчас команда менеджеров пытается реализовать другой хитрый ход и добиться помощи со стороны государства.
Такой подход в принципе может оправдаться – теоретически здесь способен помочь Воробьев, хотя его позиции на федеральном уровне просели после отставки Сергея Шойгу (именно он, по сути своей, передал в 2012 году сыну своего бывшего зама Московскую область), а также общие опасения, что обвал такой компании как «Самолет» может ударить по российской экономике. Только большой вопрос: будет ли польза с точки зрения имиджа развитие данного сценария.