Как сообщает корреспондент ЭиВ, ситуация с инфляцией в РФ волнует не только ЦБ, который поднял ставку до 21%, но и бизнес с обществом. Рост цен в сентябре, по оценке Банка России, достиг 9,8%, в результате чего по году данный показатель достигнет 8-8,5%, то есть намного выше таргета ЦБ в 4%.
Такая ситуация длится уже четвертый год подряд, что создает вопросы по финансовой политике ЦБ, которая основана на таргетировании официальной инфляции от Росстата. При этом денежно-кредитные условия с 2021 года серьезно ужесточились – в феврале 2021 года ключевая ставка равнялась 4,25%, а сегодня она достигла рекордных 21%, и это явно не предел. Пресс-релиз ЦБ от 25 октября почти гарантирует дальнейшее повышение этого показателя.
Ключевая ставка за эти четыре года только в марте 2023 года была ниже инфляции, поэтому ЦБ продолжает вести предельно жесткую политику, но работает ли она, если при ставке в 21% инфляция находится в районе 8,5%?
ЦБ пытается повлиять на действия коммерческих банков, потому что увеличение ставок по депозитам и кредитам уменьшает прибыли кредитных организаций через снижение объемов кредитования и маржи. В теории все это должно работать против роста цен, однако в РФ впервые с «доукраинского» 2013 года наблюдается перегрев экономики, а переход к политике таргетирования инфляции ЦБ произвёл только в 2015 году. Таким образом, ситуация для страны новая, и не факт, что старые методы регулирования помогут с ней справиться.
Высокие темпы роста экономики вынуждают компании повышать зарплату сотрудникам. У нас это накладывается на рекордно низкую безработицу и кампанию по ужесточению правил трудовой миграции после теракта в «Крокус Сити Холл». Такое нивелирует влияние высоких ставок на экономику и борьбу с инфляцией, о чем свидетельствует опыт США.
Кроме того, в РФ из-за сложной геополитической обстановки наблюдаются так называемые шоки предложения, которые ведут к тому, что компании, согласно опросу ЦБ, собираются продолжать повышать цены на фоне увеличения издержек и снижения спроса.
В сложившейся ситуации уменьшение темпов роста ВВП может стать большей бедой даже, чем высокие значения инфляции. Предприниматели уже сетуют на то, что высокие ставки вынуждают снижать инвестирование в бизнес и мешают расширению предложения товаров и услуг.
ЦБ в базовом сценарии планирует в 2025 году замедлить инфляцию до 4,5-5%, а в 2026 году достигнуть цифры в 4%, однако запланированный на следующий год рост тарифов ЖКХ, цен на газ и электричество более чем на 10% делает сложным достижение поставленных регулятором задач.