Российский союз промышленников и предпринимателей и агентство Headhunter зафиксировали в России рост спроса на иностранную рабочую силу.
Как сообщает корреспондент ЭиВ, более половины отечественных компаний заинтересованы в найме таких работников, но не могут этого сделать в достаточном количестве. Причины ограничений носят институциональный характер – в России после теракта в «Крокус Сити Холл» началась кампания по борьбе с нелегальной миграцией, происходит ужесточение законодательства и требований к кандидатам.
В стране за последние два года сложился дефицитный рынок труда, связано это с санкциями и открытием новых производств. Реальный отток людей за границу из России небольшой, однако негативная демография и рост реального сектора увеличивают спрос на мигрантов.
По данным hh.ru, рабочие из страны СНГ (включая страны ЕАЭС) занимают 48% рынка, за ними следуют Евросоюз (33%) и азиатский регион в лице КНР, КНДР, Вьетнама, Таиланда и Камбоджи (28%), на Африку и Ближний Восток, включая Израиль, приходится 10%.
Однако это не совсем точная картина, на что намекает треть кандидатов из стран Евросоюза. Тем более разговор идет об открытых ставках и о компаниях, у которых нет особых проблем с наймом трудовых мигрантов. В реальном секторе экономики ситуация все же другая.
Больше всего иностранных рабочих ждут в строительстве (35%), в линейном обслуживании (25%) и производственном персонале (23%). Фактически это кирпично-монолитная стройка, где нет серьезных требований в квалификации кандидатов, сфера услуг вроде работы в магазинах и доставки продуктов, а также неквалифицированное производство.
По оценке РСПП, со сложностями с наймом трудовых мигрантов столкнулись две трети российских компаний, у которых существует опыт задействования таких рабочих.
При этом данные неоднозначные. 56% респондентов отмечают отсутствие на рынке необходимых специалистов – будто бы когда-то здесь присутствовал переизбыток, а 38% обращают внимание на то, что кандидаты не могут сдать экзамен по русскому языку, и только менее 20% пожаловались на институциональные ограничения.
Все это говорит скорее о том, что российский бизнес привык задействовать дармовую рабочую силу на тяжелой, но примитивной работе.
Постепенно меняются источники трудовой миграции – на смену стран Средней Азии пришли африканские и южноазиатские государства, с которыми языковая проблема еще больше.
Темпы задействования иностранной рабочей силы падают – в 2023 году этот показатель был на 1 млн человек ниже, чем в доковидном 2019 году. Все это вносит существенные коррективы в планы Правительства РФ, которые базируются на большем притоке трудовых мигрантов.
Минтруд РФ теперь будет формировать общую и замещающую кадровую потребность. Первый показатель будет обозначать общее число работников, которые требуются для достижения заявленных показателей ВВП, а второй – учитывать их возможный уход на пенсию.