“Новатэк” вынужден пересмотреть планы по развитию СПГ-проектов на севере страны из-за санкций.
Как передает корреспондент ЭиВ, санкционное давление вынудило лидера российского рынка СПГ, компанию “Новатэк” Леонида Михельсона, менять планы по развитию СПГ-проектов в Мурманске и на Ямале. Сейчас компания рассматривает другие экспортные проекты, но конкретики не приводится.
Ревизии подверглись крупнотоннажные проекты “Мурманский СПГ” и “Обский СПГ” – их проработка остановлена, работы не ведутся. Понимания, когда эти проекты могут быть разморожены, тоже нет. Сейчас “Новатэк” сосредоточился на достройке “Арктик СПГ-2” и налаживании отгрузок с него. В компании понимают, что любые новые проекты также окажутся под санкциями. Остается и вопрос, на какой площадке строить танкеры ледового класса, как их финансировать и организовать трейдинг.
“Мурманский СПГ” состоит из трех линий по 6,8 тонн. Обский СПГ – 6 тонн. Они должны были стать следующими после “Арктик-СПГ-2” проектами “Новатэка”. “Обский СПГ” должен был появиться в Саббете рядом с Обским ГХК. Ранее Михельсон заявлял, что его группа готова принять обязательные инвестиционные решения по этим проектам уже в этом году.
Однако летом ЕС запретил новые инвестиции, а также предоставление товаров, технологий и услуг, необходимых для завершения строительства “Мурманского СПГ” и “Обского СПГ”. Из-за тотальных санкций США “Арктик СПГ-2” стал испытывать сложности с отгрузкой сырья. “Новатэк” уже заявил о намерении перенести срок запуска третьей линии завода с 2026 на 2028 год.
Мурманский СПГ считался наиболее перспективным с точки зрения обхода санкций. В том числе, благодаря расположению в незамерзающем порту Мурманска – т.е. ему не требовались танкеры повышенного ледового класса, СПГ можно было бы вывозить на конвенциональных судах. Кроме того, этот проект предполагал получение энергии от энергопрофицитной Кольской АЭС “Росатома” с использованием электроприводов вместо недоступного сейчас газотурбинного оборудования. Проект собирались реализовать до 2029 года.
“Новатэк” никак не хотел от него отказываться – до последнего времени занимался его проработкой. Среди прочего, он уже получил разрешение на экспорт СПГ с Мурманского СПГ без привязки к месторождению – газ предполагалось получать из ЕСГ “Газпрома”. Однако, здесь есть еще один важный вопрос – до сих пор сохраняется неопределенность со строительством газопровода-отвода “Волхов-Мурманск-Белокаменка” протяженностью 1,3 тыс. километров. Сейчас работы по строительству трубы приостановлены.
Ранее помощник госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт заявил: “Наша цель — добиться того, чтобы “Арктик СПГ-2″ точно отдал концы. Мы твердо намерены сделать так, чтобы Россия не была способна реализовывать новые СПГ-проекты”. Похоже, им это удается.